Статьи Voltauto

Рекуперация электромобиля - что это?

При выборе электромобиля одним из важнейших параметров является запас хода. Производители уделяют батареям пристальное внимание, ведь это ключевой элемент, определяющий удобство и практичность использования автомобиля.
Однако бесконечно увеличивать ёмкость батареи невозможно: чем выше заряд, тем больше весит аккумулятор. Вот почему идея подзаряжаться в пути становится всё более привлекательной.

Система рекуперации уже довольно длительное время устанавливается на электромобили и гибридные автомобили, но многие обладатели подобных машин слабо разбираются в технических деталях. В этой статье мы рассмотрим, как работает рекуперация электромобиля.

Что такое рекуперация энергии?

Саму технологию разработали для того, чтобы экономить на бензине. Проработав множество теорий и идей, производители пришли к выводу, что эффективнее всего получать энергию во время процесса торможения. Этот процесс назван «рекуперация», от латинского «recuperatio» (обратное получение).
Суть рекуперации заключается в трансформации кинетической энергии в электрическую в процессе торможения. При соприкосновении (трении) рабочих деталей тормозного механизма выделяется много тепла. Но чтобы эта энергия не уходила в никуда, ее можно аккумулировать для повторного применения. При следующем ускорении машины аккумулятор будет использовать энергию, сохранённую ранее от рекуперации. Таким образом во время торможения запас хода электромобиля немного увеличивается.

Где применяется рекуперация?

Существует три разновидности рекуперации: электрическая, механическая, гидравлическая. Электрическая рекуперация сегодня довольно обширно применяется на легковушках, главным образом на электромобилях и авто, оборудованных гибридными установками. Механические же вариации, нашли своё место исключительно на спортивных болидах. А вот «гидравлику» инженеры приспособили на крупнотоннажных коммерческих грузовиках и автобусах, эксплуатируемых в городе.
Впрочем, дело не ограничивается только автомобилями. Рекуперацию можно обнаружить и на лёгком индивидуальном электротранспорте. Это скутеры, велосипеды, самокаты и даже скейтборды, оборудованные электротягой.

Как работает рекуперация электромобиля?

Электромотор способен работать как в роли двигателя, потребителя энергии, так и в роли генератора. Этим и воспользовались инженеры, которые массово начали внедрять в электрический и гибридный транспорт системы рекуперации.
Когда работает рекуперация?
  1. При воздействии на акселератор машина набирает ход, а электромотор при этом получает энергию от накопителя и передаёт тягу на колёса машины посредством трансмиссии.
  2. Когда транспортное средство начинает замедляться, электроника переводит силовой агрегат в режим генератора.
  3. Естественно, чтобы раскрутить электродвигатель, нужно прилагать определённое усилие и именно за счёт этого противодействия автомобиль станет замедляться. Конечно, с помощью обычных тормозов.
  4. Во время торможения силовой агрегат отключается от аккумулятора и переходит в режим генератора, вырабатывая при этом энергию.
  5. В обмотках ротора и статора появляются противоположно направленные токи, а на валу электрического мотора возникает тормозной момент, который провоцирует торможение за счет снижения скорости.
  6. В этот самый момент, вырабатываемая мотором, как генератором, электроэнергия, посредством специального контроллера будет подзаряжать накопитель. Таким образом, некоторую долю энергии удаётся вернуть для её последующего применения.

Преимущества рекуперация

Рекуперативный тормоз может значительно продлить срок службы всей тормозной системы, поскольку снимается часть нагрузки и ее части не изнашиваются так быстро. Также гибридным модификациям рекуперация обеспечивает небольшое сокращение расхода топлива.

Недостатки рекуперация

Однако важно понимать, что рекуперация не увеличивает пробег автомобиля на одном заряде. Чтобы рассчитывать на большой запас хода, нужно полностью избегать замедлений. Но в реальности это практически невозможно. Для замедления и последующего возвращения к прежнему темпу езды понадобятся дополнительные энергозатраты.

От чего зависит эффективность рекуперации?

Эффективность рекуперации зависит от целого ряда факторов: вида и габаритов средства передвижения, электрического силового агрегата, аккумуляторов, условий передвижения, а также стиля вождения. Ландшафт также влияет на количество возвращаемой энергии: на прямых дорогах без поворотов возврат энергии минимален, а на извилистых дорогах или продолжительных спусках система может отлично показать себя.
Самая большая отдача по рекуперации у тяжелых транспортных средств: чем тяжелее машина, тем больше кинетической энергии высвобождается при торможении, и тем больше себя оправдывает рекуперация. Например, благодаря легкому весу и продвинутым системам управления энергией, модели Lotus демонстрируют впечатляющие результаты по возврату энергии при торможении.

Заключение

Режим рекуперации в электромобиле является полезным дополнением, которое позволяет значительно повысить эффективность использования транспортного средства. Однако пользователь должен адекватно оценивать её возможности и не обманывать самого себя.

VOLTAUTO | Электромобили с подготовкой в Беларуси
Телефон: +375 (29) 825 82 30